Описание
Гвардейский крейсер "Красный Кавказ"
История этого корабля началась
накануне первой мировой войны. 18 октября 1913 года в Николаеве состоялась
закладка двух легких крейсеров. Одному из них, ставшему впоследствии
"Красным Кавказом", было присвоено наименование "Адмирал Лазарев".
Корпус корабля был спущен на воду лишь 8 июня 1916 года, однако в царское время
так и не был достроен. Совершенно заброшенный, он стоял у достроечной стенки
завода. Лишь в сентябре 1927 года на палубу покрытого ржавчиной и поросшего
бурьяном крейсера вновь взошли рабочие-судостроители, инженеры и красные
военморы. Но прошло еще более четырех с лишним лет, прежде чем корабль,
переименованный 14 декабря 1926 года в "Красный Кавказ", отошел от
причала завода. Успешно пройдя все стадии приемных испытаний, заново выстроенный
крейсер 25 января 1932 года вступил в строй.
В 1933 году "Красный
Кавказ" вышел за пределы Черного моря и нанес дружественные визиты в порты
Турции, Греции и Италии.
В годы Великой Отечественной войны
крейсер под командованием офицеров А. М. Гущина и В. Н. Ерошенко успешно громил
полчища немецко-фашистских войск под Одессой и Севастополем, в Феодосии и под
Новороссийском.
Впервые главный калибр корабля
заговорил во весь голос 11 сентября 1941 года, когда крейсер обрушил огонь на
позиции вражеских войск, находившихся в деревне Ильинка под Одессой.
Утром 21 сентября "Красный
Кавказ" принял на борт 696 бойцов и командиров 3-го Черноморского полка
морской пехоты и под флагом командира бригады крейсеров капитана 1 ранга С. Г.
Горшкова во главе отряда кораблей вышел в море. Отряду предстояло прибыть к
деревне Григорьевка и на рассвете следующего дня произвести высадку
тактического десанта. Не встречая сопротивления врага, наши корабли ночью
начали высадку войск, открыв по берегу сокрушительный артиллерийский огонь.
К 4 часам утра, выполнив боевую
задачу, "Красный Кавказ" снялся с якоря и пошел в Севастополь.
Первую половину октября 1941 года
крейсер провел в непрерывных походах между Одессой и Севастополем, участвуя в
эвакуации войск Одесского оборонительного района. Затем последовали срочные
воинские перевозки из Новороссийска в главную базу.
Наиболее яркой страницей в истории
этого легендарного корабля, пожалуй, является его участие в
Керченско-Феодосийской десантной операции. Вечером 28 декабря 1941 года, приняв
на борт 1853 десантника, батарею трехдюймовых орудий, 15 автомашин, а также
другую боевую технику и продовольствие, "Красный Кавказ" во главе
отряда покинул Новороссийскую бухту и, прибыв ранним утром следующего дня в Феодосийский
залив, первым открыл шквальный огонь по портовым сооружениям, железнодорожной
станции и причалам. Крейсер с ходу начал швартовку к мористой стенке Широкого
мола, но резкий шквальный ветер, достигший шести баллов, отжимал корпус корабля
от причала. Вражеские снаряды и мины рвались рядом у борта, осыпая крейсер
градом осколков. Следующая попытка завести швартов с помощью барказа также не
принесла успеха. Тогда командир крейсера решил осуществить швартовку не с
внешней, а с внутренней стороны брекватера. Отработав машинами задний ход,
"Красный Кавказ" медленно направился в гавань, в самую гущу огня.
Прямым попаданием мины разворотило сигнальный мостик. Пламя охватило корабль.
Тем временем десантники по выброшенному с левого борта трапу прыгали на подходящие
катера и барказы и устремлялись на берег. Орудия и пулеметы крейсера вели
интенсивный огонь по амбразурам огневых точек врага. Вторая артиллерийская
башня в считанные минуты разметала колонну танков, направлявшуюся к порту.
Залпами другой башни был взорван большой склад боеприпасов, а универсальными
установками подожжены железнодорожные цистерны с бензином.
С рассветом бой в Феодосии еще
больше усилился. К стрельбе по кораблям, стоявшим на рейде и у причалов,
подключилась крупнокалиберная береговая батарея врага, установленная на мысе
Ильи. С каждой минутой стоянка у мола становилась опасней. За два часа в
крейсер попало 13 снарядов и 7 мин, которые вызвали на нем 7 пожаров. В бортах
и надстройках зияли пробоины, заделанные подручными средствами, но главные и
вспомогательные механизмы оставались в строю.
На следующий день, выдержав 25
групповых и одиночных атак вражеских самолетов и выполнив задание,
"Красный Кавказ" ушел в Туапсе. Но и на этот раз стоянка корабля
оказалась недолгой. В полночь нового, 1942 года корабль перешел в Новороссийск
и, приняв на борт 12 зенитных орудий, 10 грузовиков, 2 тягача и 1200 человек
личного состава Красной Армии, утром 4 января вновь прибыл в Феодосийскую
бухту.
Быстро подав швартовы, матросы
немедленно приступили к разгрузке. Вот корабельной стрелой поднята последняя
пушка, но в эту минуту в воздухе показалось 6 фашистских бомбардировщиков.
Несмотря на интенсивный зенитный огонь, один из них прорвался сквозь завесу
снарядов, но тут же упал в воду. Через несколько секунд такая же участь
постигла и второго стервятника. Но все же 4 бомбы врага взорвались у борта
крейсера. В кормовой части корпуса образовались 3 громадные пробоины, и он стал
наполняться водой.
Не успел крейсер выйти на рейд, как
был атакован большой группой "юнкерсов". Весь израненный,
"Красный Кавказ" вновь вступил в неравную схватку с врагом. Но вот
еще одна бомба взорвалась рядом. Корму крейсера выбросило из воды, оторвало
правый винт и кронштейн левого гребного вала, погнуло и заклинило рулевое
устройство. Корабль принял около двух тысяч тонн забортной воды, осадка
увеличилась на 5 метров, и палуба до четвертой башни скрылась в волнах. Почти
целые сутки в таком состоянии находился "Красный Кавказ", пока сквозь
шторм и пургу не пришел в Туапсе, а через два дня - в Поти для ремонта.
3 апреля 1942 года за проявленную
отвагу в боях против немецко-фашистских захватчиков, за стойкость, мужество,
дисциплину и организованность, за героизм личного состава приказом Народного
комиссара Военно-Морского Флота экипаж "Красного Кавказа" был
удостоен гвардейского звания.
К тому времени корабль выполнил 30
боевых заданий командования, в том числе 9 - по огневой поддержке сухопутных
войск, дважды участвовал в миннозаградительных действиях. Пройдя около 14 тысяч
миль, "Красный Кавказ" перевез более 25 тысяч бойцов и командиров
Красной Армии, раненых воинов и эвакуированных граждан Одессы и Севастополя,
доставил к линии фронта до 200 вагонов боеприпасов, отконвоировал 6 транспортов
с войсками и боевой техникой. Артиллерия главного и универсального калибра
крейсера провела 32 огневых налета по фашистским позициям, уничтожила и
подавила 16 вражеских артиллерийских и минометных батарей, рассеяла и истребила
до 5 батальонов пехоты. Зенитчики корабля отразили 67 налетов гитлеровской
авиации и сбили 3 самолета.
К концу лета 1942 года крейсер после
ремонта смог опять выйти в море. Прошло несколько месяцев, и "Красный
Кавказ", возглавляя отряд корабельной поддержки, обеспечил высадку десанта
у Новороссийска.
Отгремели бои... Более четверти века
прошло с тех пор, как ушел в отставку легендарный корабль, но его слава живет в
делах матросов, старшин и офицеров экипажа гвардейского большого
противолодочного корабля, унаследовавшего гордое имя и славные боевые традиции
"Красного Кавказа".
Водоизмещение полное 9030 т; длина
169,5 м, ширина 15,7 м, осадка 6,6 м; мощность механизмов 55000 л. с.; скорость
хода максимальная 29 уз. Вооружение: 4 180-мм, 12 100-мм, 2 76,2-мм, 4 45-мм и
10 37-мм орудий, 6 12,7-мм пулеметов, 4 трехтрубных 533-мм торпедных аппарата,
2 бомбомета. Принимал на борт до 100 мин заграждения и 40 глубинных бомб.
Экипаж 878 человек.